Образование и психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов
Сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Кораблинский детский сад «Солнышко» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования». По ФГОС ДО и Федеральному закону «Об образовании в РФ» каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.
В детском саду созданы специальные условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и инвалидностью, включающие в себя:
- использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных образовательных маршрутов);
- специальных методов и приемов обучения и воспитания;
- проведение индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Дети – инвалиды получают образование в общеобразовательных группах в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный образовательный маршрут — это интегрированная модель психолого-педагогического пространства, создаваемого педагогами с целью реализации индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ на протяжении определенного времени.
В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности, также работают логопедический и консультативный пункты, создан психолого-педагогический консилиум (ППк), осуществляющий свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным заведующим образовательного учреждения. Целью организации ППк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического здоровья.
Для реализации психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ была разработана модель коррекционно-развивающей работы, которая представлена в виде четырех взаимосвязанных модулей.
1 модуль. Создание соответствующей инфраструктуры
Реализация коррекционно-развивающей работы обеспечивается взаимодействием основных участников образовательного процесса:
- педагоги ДОУ — учитель - логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп.
- психолого-педагогический консилиум (ППк) — заместитель заведующего по ВМР, учитель-логопед, педагог – психолог, медицинский работник, воспитатели.
2 модуль. Организация психолого-педагогического сопровождения
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Задачи сопровождения:
- Правильный выбор образовательного маршрута;
- Преодоление затруднений в усвоении образовательной программы дошкольного образования;
- Решение личностных проблем развития ребенка;
- Оказание консультативной и иной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.
В рамках психолого-педагогического сопровождения специалисты и педагоги ДОУ работают по следующим основным направлениям.
- Диагностическое. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно-педагогического процесса.
- Консультативное. На этом этапе специалисты и педагоги обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные образовательные маршруты, разрабатывают адаптированные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и системности предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
- Деятельностное. В ходе этого направления реализуются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребенка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечет за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так же меняет характер отношений родителей к ребенку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем — логопедом и педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
3 модуль. Организация коррекционно-развивающей работы
Воспитатели групп проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми с ОВЗ согласно коррекционного раздела образовательной программы ДО.
Цель коррекционно-развивающей работы - коррекция речевой, познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создать условия для развития сохранных функций;
- создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях развития его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;
- повысить уровень общего развития, восполнить пробелы предшествующего развития и обучения; скорректировать отклонения в развитии речевой, познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- сформировать механизмы волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитать умение общаться, развить коммуникативные навыки.
На занятиях эффективно используются различного вида игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, которые позволяют сделать образовательную деятельность более актуальной и значимой для детей.
4 модуль. Управление реализацией программы и оценка ее эффективности
В МДОУ создаются условия для реализации адаптированной программы:
- Здоровьесберегающие условия обеспечивают оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей с ОВЗ и инвалидностью, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
- Социальная адаптация обеспечивается участием всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с детьми с сохранным развитием в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- Программно-методическое обеспечение заключается в использовании коррекционно-развивающих программ, диагностического инструментария, дидактического материала, необходимого для осуществления профессиональной деятельности воспитателей, учителя-логопеда, педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя
- Кадровое обеспечение. Коррекционную - развивающую работу ведут следующие специалисты: учитель-логопед, педагог – психолог, воспитатели.
- Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы необходимо создание кабинета психологической или коррекционной работы с использованием современных технологий.
- Информационное обеспечение состоит в размещении необходимых информационно-просветительских материалов всеми специалистами на информационных стендах, сайте ДОУ.
Таким образом, вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ и детей – инвалидов для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
- индивидуальный маршрут развития каждого ребенка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;
- единство диагностики и коррекции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ;
- включение родителей в совместный с учителем — учителем – логопедом, педагогом - психологом и педагогами коррекционный процесс, возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка
Дата размещения: июнь 2017 ‹ формат pdf ›