Стандартный сайт
Картинки:
Включить
Отключить
Шрифт:
Стандартный
Большой
Огромный
Стиль:
БЧ
ЧБ
Голубой
Раздел музыкального руководителя Гордеевой С.М.

муз рук

 

Гордеева Светлана Михайловна

Образование – среднее специальное

Высшая квалификационная категория.

Стаж работы – 35 лет.

 

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.
В.Сухомлинский

 

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.
К. Ушинский

 

 

Для родителей. Пойте детям перед сном

Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимая слов, но слушая колыбельную, он успокаивается и засыпает.

Это первая в его жизни музыка, она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого человека – матери. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их духовном единении. При такой внутренней настройке слова – образы песни проникают в глубину души маленького человечка. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание.

С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в этом мире. Для полноценного развития, малышу важно утвердиться в том, что место, занимаемое им, - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом – самый родной. А еще колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.

Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) понятием «край»: Баю, баюшки – баю, не ложись ты на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок, и потащит во лесок, и положит под кусток. Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели опыт собственных падений, познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего – либо.

Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. Во многих колыбельных песнях перед малышами разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь. Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности появляется оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью! Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения, к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский садик, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который всегда его выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо. Пойте детям перед сном!

 

Причины научить ребёнка петь

❗У поющего ребёнка быстрее происходит интеллектуальное развитие. Он учится быстрее запоминать слова и устанавливать сложные взаимосвязи, учится сосредотачиваться.

❗Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. С помощью этого инструмента можно многое выразить, о многом рассказать. Если учить ребенка петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются труднее.

❗В процессе пения развиваются музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память.

❗Многие врачи утверждают, что дети, когда поют, укрепляют иммунную систему, здоровье, тонус, поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и эндокринная система.

❗Пение устраняет некоторые дефекты речи, развивает артикуляцию и дикцию ребёнка, а также свободу мимики.

❗Через пение ребёнок развивает свои артистические способности. А примеряя на себя тот или иной характер и образ, человек учится быть разным и не теряться в различных ситуациях.

❗Умение говорить «хорошо поставленным голосом» - несомненный плюс!

❗Занятия пением помогают сформировать у ребёнка правильную осанку!

❗Во время пения человек отключается от всех проблем и тревожных состояний. Пение – это анти стресс. Оно делает человека счастливее. И неважно, где он поёт: на сцене, в хоре, или наедине с собой!

❗Пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие сюжетные игры. Это один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.

❗Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

❗Поют все. Другой вопрос, что большинство поёт неправильно. Так, может, стоит научить ребёнка правильно петь?

 

Значение музыкального воспитания

Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения, навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формирования основ музыкальной и общей духовной культуры.

Основные задачи музыкального воспитания:

  • развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

Система работы по воспитанию духовности и нравственности дошкольников через приобщение к традиционной культуре русского народа.

 

 

Программа «Живая старина»

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русской народной культуры.

Задачи:

  • прививать интерес к культурному наследию наших предков через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями;
  • способствовать развитию всех творческих способностей детей, использованию полученных впечатлений в повседневной жизни;
  • познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одежды, национальными блюдами;
  • объединять усилия ДОУ и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Всякая душа празднику рада
Русская пословица


Фольклорные праздники поддерживают интерес детей к обычаям и традициям русского народа, его песням, играм, устному народному творчеству. Их радостная атмосфера  создает благоприятный климат, способствующий развитию эмоционально – волевой сферы детей. Участие в них вызывает у детей  чувство удовольствия, побуждает к общению с прекрасным,  формирует культурные интересы и потребности.

 

Ярмарка

Издавна на Руси устраивались ярмарки. Ярмарка – это, прежде всего место торговли, но вместе с тем, - это одна из форм народного гуляния. «Умей дело делать, умей и позабавиться»,- учит народная пословица. Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга – гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений. Каждый мог найти здесь развлечения по своему вкусу.

 

Для родителей

Ходите с детьми в театр

    Можно долго спорить, так ли нужен малышам театр, и с каких лет надо приобщать крох к этому виду искусства. Каждый родитель принимает решение на этот счет сам. Сейчас ходить в театр, особенно в детский театр – одно удовольствие. Это праздник! Детский театр сочетает в себе веселую игру, нескучные уроки, море музыки, яркие декорации и костюмы, ну и конечно, массу самых разнообразных эмоций.

Зачем ходить с детьми в театр?

1. Живое действие. Все происходит здесь и сейчас. У актеров только один дубль, одна возможность донести до зрителя свою роль. Театр создает 100%-й эффект присутствия. Эмоции, которые дает театр, невозможно получить ни в каком другом месте.

2. Школа чувств. В театре дети получают лучшие уроки нравственности. Они учатся сопереживанию и пониманию другого человека. Учатся прислушиваться к другому, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Учатся отличать добро от зла, искренность от фальши.

3. Развитие креативности. Каждый спектакль – плод режиссера, его взгляд на пьесу. Знакомясь с разными необычными идеями, ребенок учится мыслить творчески, нестандартно и оригинально подходить к решению разных проблемных ситуаций.

4. Развитие критического мышления. Мнение зрителя может не совпадать с мнением режиссера. Знакомясь с разными спектаклями, сравнивая литературное произведение, например, любимую сказку, с театральной постановкой, дети учатся критически мыслить и вырабатывать свою точку зрения на происходящее.

5. Получение новых знаний. Классические пьесы знакомят детей с классической литературой и историей. Современные – помогают разобраться в процессах, которые сейчас происходят в искусстве. Каждый спектакль дает ребенку новую информацию и новые знания.

6. Общее культурное и интеллектуальное развитие. Театр объединяет в себе несколько видов искусств – литературу, музыку, пластику. Театр культурно обогащает зрителей, делает их более вдумчивыми и интеллигентными.

7. Развитие внимательности. Если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. Но ребенок должен сначала заметить ружье, а потом уже понять, что оно может означать. Театр учить внимательности, наблюдательности, умению подмечать детали.

Исследования показали, что дошкольники, увлекающиеся театром, после лучше учатся в школе и в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни.

Интересная статистика: факультеты актерского мастерства есть примерно в сотне вузах, но только 3% выпускников становятся впоследствии профессиональными актерами. Остальные выбирают «традиционные» профессии – менеджер, учитель, врач… Пригодится им в жизни актерский курс? Еще как! Ведь вся наша жизнь – театр!

Удачный выбор спектакля – половина успеха в "культурном просвещении" вашего малыша. Для первого посещения нежелательно покупать билеты на театральную постановку, сюжет которой вам неизвестен. Чтобы малыш не растерялся, неплохо бы его подготовить: почитать сказку, по мотивам которой поставлен спектакль, показать рисунки, комментируя их.

Тем более что театральные спектакли для малышей иногда отличаются от общеизвестных литературных сюжетов. Подберите спектакль, который будет подходить ребенку по возрасту. Детям до трех лет идеально подходят спектакли-сказки, также их интересуют спектакли, в которых участвуют животные.

Советы:

1. Билеты лучше приобрести заранее: перед спектаклем их может не оказаться. Если нет возможности купить билеты на места, где ребенку будет все видно и слышно, лучше отказаться на этот раз от посещения. Малыш не сможет сосредоточиться на действии. Ему придется напрягать зрение и слух, а это приведет к быстрому утомлению и потере внимания. Все театры устроены по-разному. При покупке билетов обратите внимание на то, каков зал, где сцена, высокие ли кресла. При первом посещении лучше купить билеты к середине (приблизительно в пятом ряду). Даже если действие спектакля внезапно переместится в зал, ребенку не будет страшно. Наоборот, чувствуя вашу поддержку, он проявит интерес к происходящему и захочет потрогать героев сказки.

2. Старайтесь выходить из дома заранее. Иначе страх опоздать будет главной эмоцией, связанной с нашим "культурным мероприятием". Лучше всего прийти на спектакль за 30 минут.

3. Если малыш переутомлен или плохо себя чувствует и нуждается в эмоциональном и физическом отдыхе, а плохое самочувствие и "театральный" день совпали, посещение театра лучше отложить.

4. Постарайтесь предварить поход в театр своими объяснениями. Расскажите о правилах поведения в театре. Предложите малышу помочь вам отнести вещи в гардероб и взять номерок.

5. Многие мамы, посещая с ребенком театр, стараются привести его сразу в буфет. Постарайтесь не делать этой ошибки. Во-первых, ваш ребенок может оказаться мал для угощений, которые предлагают театральные буфеты. К тому же лучше избегать длинных очередей и большого скопления людей. Возьмите с собой что-нибудь перекусить: яблоко, сок или печенье во время антракта порадуют ребенка. Не кормите малыша во время спектакля: это отвлекает его внимание от сцены и будет мешать окружающим.

6. Было бы замечательно, если бы в гардеробе ребенка было специальное "театральное" платье или костюм.

После театра, когда малыш отдохнет, поинтересуйтесь его впечатлениями, напомните имена героев, если он их подзабыл, поясните, что было непонятно. Для многих детей посещение театра настолько большое событие, что малыш не в состоянии сразу выразить свои чувства словами. Лучше всего, если вы посвятите некоторое время обсуждению спектакля, поощряя ребенка вопросами высказать свое мнение. Вполне возможно, что его впечатления проявятся в самой неожиданной форме, например, в игре. Ребенок будет представлять свои игрушки героями спектакля. И, возможно, следующего посещения театра он будет ждать с нетерпением.

 

Памятка родителям, которые хотят научить детей слушать музыку

1. Помнить, что музыка начинается с тишины.

2. Музыку можно услышать везде и всегда. (Песенка дождя, танец осенних листьев, летняя песенка, весенняя песенка, танец снежинок и т.п.)

3. Слушайте с ребёнком только детскую музыку (классическую музыку для детей, музыкальные сказки, детские песни).

4. Дети с радостью узнают знакомые мелодии, называют их и проявляют интерес к услышанному.

5. Чем чаще слушать знакомые произведения, тем больше они будут нравиться.

6. Важно заинтересовать ребёнка музыкой, её настроением, звучанием различных инструментов, высказыванием своего отношения к музыке. (Почему понравилась? На что похожа? Всегда ли одинакова?)

7. В слушании музыки важны доступность для понимания и изобразительность, чтобы в дальнейшем ребёнок смог черпать образы для своего творчества.

8. Большим праздником в жизни ребёнка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Перед началом спектакля поговорите о его содержании, а в конце поделитесь своими впечатлениями. (Что понравилось? Почему?)

9. Приобретая ребёнку музыкальные игрушки, слушайте, как он играет на них, делайте небольшие комментарии к исполненному и придумывайте различные задания. Например: «Очень интересная музыка!», «Придумай колыбельную для куклы», «Сыграй плясовую для мишки, зайки», «Какую песенку поёт птичка?», «Сочини вальс для бабочки» и т. п.

10. Не забывайте, музыка помогает найти контакт между взрослым и ребёнком, сделать их друзьями.

Помните:

1. Музыкальность — это комплекс способностей ребёнка, содействующих успешному проявлению его активной музыкальной деятельности в пении, движении, восприятии музыки. Интерес к музыке и достаточно развитый музыкальный слух говорят о музыкальности ребёнка.

2. Музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности ребёнка, сколько создаются в её процессе. Чем чаще звучит музыка в жизни ребёнка, тем музыкальнее он становится.

3. Ребёнок с самого раннего детства способен воспринимать музыку, и чем раньше он услышит ее, тем музыкальнее он будет среди своих сверстников. Развивать у ребёнка музыкальный слух никогда не поздно.

4. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляют детям большое удовольствие.

5. Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определённое настроение, чувство сопереживания героям. Знакомство с музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащают детей эмоционально.

6. Меломанам младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии пусть даже зачастую очень красивые. Маленькие любители музыки, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистических интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создаёт у детей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

7. Неиссякаемый интерес к окружающей действительности, неотъемлемой частью которой является музыка, сопровождающая нас всю жизнь, - это не что иное, как жизнелюбие, которому нам, взрослым, необходимо учиться у детей.

8. Немузыкальным ребёнка делаете вы сами, вернее не делаете ничего для того, чтобы он был музыкальным.

9. Чтобы привить ребёнку любовь к музыке, не нужно быть музыкантом, нужно только хотеть этого.

10. Музыкален каждый ребенок от рождения! Учите, играйте, терпите, ждите!